Алгоритм действий для образовательных организаций по предупреждению мошенничества.
Снятие денег с карты или счета
Кажется, в 2024 году не осталось ни одного человека, которому хотя бы раз не позвонили «сотрудники банка». Одни говорят, что на вас взяли кредит, другие — что с вашего счета пытались снять большую сумму денег. Теперь они стали умнее и уже не требуют номер карты, а просят, чтобы вы перешли в приложение банка, сформировали QR‑код и отправили им его скриншот. Якобы он нужен для отмены операции, но истинная цель, конечно, другая — через него мошенники могут снять деньги с вашего счета прямо в банкомате.
«Кража» QR-кода в магазине
Еще один известный способ воровства денег встречается в супермаркетах. Например, вы готовитесь к оплате покупки и заранее открываете приложение на телефоне. В это время злоумышленники могут незаметно сфотографировать QR-код с помощью специального устройства и перевести ваши деньги себе.
Фейковые наклейки
Другой распространенный метод кражи — наклейка поддельного QR-кода, закрывающего настоящий. В итоге ваши средства не уходят на оплату товара или чаевые, а отправляются на счет мошенников. Это может произойти не только в магазине, но и, например, в ресторане, баре или кафе.
Уличная реклама с подозрительными ссылками
Размещение сомнительных QR-кодов давно вышло за пределы супермаркетов и общественных заведений: их можно встретить на дверях подъездов, стенах домов, досках объявлений или столбах. Схема простая: человек сканирует код, и его отправляют на сайт, якобы предоставляющий услуги (часто бытовые, например изготовление ключей). Но портал не предоставляет никаких услуг — он создан для взлома банковских карт и счетов.
Злоумышленники могут представиться сотрудниками финучреждений или портала «Госуслуги» и уточнить, не оформлял ли человек кредит. Если человек дает отрицательный ответ, мошенники могут убедить его отменить заявку, однако для этого просят назвать код из СМС.
Этого делать нельзя ни в коем случае. Вероятно, злоумышленники хотят получить доступ к личному кабинету человека на сайте банка и перевести деньги с его счета на свой.
Помните, что сотрудники правоохранительных органов, кредитных учреждений, интернет-магазинов не будут просить вас назвать коды из СМС.
Отметим, Центробанк не работает напрямую с гражданами. Банк России не обслуживает и не открывает счета физлиц.
Киберпреступники начали использовать ложные ресурсы «техподдержки» для атак на клиентов операторов связи.
В приложении App Store появились фейковые приложения ВТБ и банка «Тинькофф», с помощью которых мошенники похищают данные граждан. У фейковых приложений стопроцентное совпадение по цветам и названиям с официальными источниками. Кроме этого, оба приложения имеют искусственно накрученные оценки неизвестных пользователей. Генеральный директор частной разведывательной компании «Р-Техно» Роман Ромачев рассказал в среду, 10 апреля, как отличить фейковое приложение от реального.
«Отличить просто: у каждого банка есть свои приложения, и ссылки на эти приложения есть на их официальных сайтах. Зайдя на сайт банка, перейдя по ссылке, вы сможете увидеть официальные приложения. Других алгоритмов нет — настолько мошенники хитры. Единственный вариант — перепроверка с сайтом, с самой организацией», — сказал эксперт
ПАМЯТКА №1
10 фраз, которыми начинают разговоры мошенники:
- От вас поступила заявка на кредит
- Вы подали заявку на замену телефона, к которому привязана карта
- Вы выиграли ценный приз
- С вашей карты пытались списать деньги
- Ваш родственник попал в беду и просит перевести деньги
- Мы переведем деньги на счет, с которого можно снимать валюту без ограничений
- Мы переоформим ваш вклад под более выгодные проценты
- Мы звоним вам из Центробанка (ФСБ, прокуратуры, полиции)
- Мы проводим акцию по обмену на рубли бонусных баллов
- Мы проводим акцию по выявлению карт, чьи данные утекли в интернет
Будьте бдительны при совершении действий с банковскими картами и соблюдайте элементарные правила безопасности, чтобы не стать жертвой мошеннических действий
ПАМЯТКА №2
Ваши действия в следующих случаях:
- Звонок с государственного учреждения. Вам звонят (или пишут в WatsАpp, Telegram) и выясняют конфиденциальную информацию или просят совершить ряд финансовых операций. Ни в коем случае не предоставляйте никакие данные, не сообщайте никакую известную вам личную информацию, не перечисляйте деньги! Важно помнить, что органы власти всегда действуют через официальные каналы и никогда не требуют по телефону от граждан каких-то действий.
- Блокировка банковской карты. Вам поступил звонок (сообщение) о блокировке банковской карты или о подозрительных операциях с деньгами – это МОШЕННИК. Прекратите разговор. Не поддавайтесь на возможную уловку преступника и обязательно перезвоните на горячую линию в банк. Там вы получите достоверную информацию о Вашем финансовом счете.
- Звонок о несчастном случае. Вам позвонили от имени близкого человека (родственника), сообщили о несчастном случае и требуют деньги – это МОШЕННИК. Прекратите разговор, не впадайте в панику. Обязательно перезвоните своим близким или знакомым. Убедитесь, что с ними все в порядке. Если телефон отключен, постарайтесь связаться с его близкими друзьями либо коллегами.
- Объявление о продаже. По вашему объявлению о продаже товара в Интернете Вам позвонил покупатель и попросил сообщить реквизиты банковской карты и смс-код, чтобы перевести деньги – это МОШЕННИК. Прекратите разговор и ни в коем случае не сообщайте номер банковской карты и её код. В социальных сетях, на сайтах «Авито», «дом.ру», доверчивым покупателям предлагают внести предоплату за несуществующий товар, однако потом лжепродавец не выйдет на связь. Вас обманывают.
- Сообщение в социальной сети. Ваш друг (родственник) пишет Вам в социальной сети с просьбой срочно перевести в долг деньги или сообщить данные Вашей карты, чтобы перечислить их Вам, скорее всего – это МОШЕННИК.
ПАМЯТКА №3
Самые распространенные виды телефонного мошенничества:
- Мошенники рассылают сообщения с мольбой – ребенку нужен донор. В SMS указывается номер, куда нужно позвонить в случае согласия. При звонке со счета владельца снимаются дополнительные средства.
- «Оператор» звонит лично и сообщает о проблемах с вашим счетом. На предложенный номер предлагает отправить SMS. Проблемы со счетом появляются как раз после отправленного сообщения.
- «От оператора» приходит SMS. Предлагается позвонить на некий номер и получить на свой счет 3 доллара. Деньги приходят, но при этом сам звонок обходится в 5-10 долларов.
- На телефон приходит SMS«Привет, как дела?». Разговорчивый абонент может продлить переписку вплоть до отрицательного баланса в пользу тайного собеседника.
- Абоненту звонит молодой человек и обьясняет, что случайно положил деньги не на свой, а на его счет. Настойчиво, но вежливо мошенник будет упрашивать перевести ему такую же сумму в ответ.
- На телефон приходит послание: «Отправьте SMS на короткий номер, и Вы перейдете на более выгодный тариф». Все звонки по Московской области станут для вас безлимитными.
- На улице подходит незнакомец и просит позвонить с вашего мобильного. Злоумышленник звонит с него на платные номера.
- Абоненту звонят с неизвестного номера. Он из любопытства перезванивает, но платит за это соединение гораздо больше, чем за обычный звонок по тарифу.
- Абоненту приходит SMS: « Кинь денег, друг! Это очень срочно! Я не могу до тебя дозвониться!». Подобные сообщения приходят с незнакомых номеров.
- Абоненту сообщают по телефону, что он выиграл приз от компании – оператора, но чтобы его забрать, надо купить карту оплаты. После этого абонента якобы переводят на автоматическую систему пополнения счета. По тоновым сигналам мошенники вычисляют код карты и переводят деньги на свой счет. Будьте внимательны при получении SMS- сообщения «Вы выиграли!». Со 100% вероятностью оно содержит ссылку на некий Интернет – ресурс, благодаря которому, Ваш гаджет будет заражен вредоносной программой. В результате это даст доступ мошенникам к Вашей банковской карте!
- «Вам предоставлена компенсация». Звонок от неизвестного абонента о полагающейся Вам компенсации за приобретенный ранее товар может оказаться ловушкой. Перепроверьте данное сообщение, перезвоните в магазин, где Вы совершили покупку!
ПАМЯТКА №4
Злоумышленников интересуют:
- Реквизиты Вашей банковской карты, включая PIN – код, СVV2/CVC2 код;
- Ваши паспортные данные;
- Аккаунты и пароли к социальным сетям, Email;
- Полный доступ к электронному финансовому счету в банке.
ЗАПОМНИТЕ! В любом случае, общение с неизвестным абонентом требует особого внимания! Будьте бдительны! В случае, если вы пострадали от действий телефонных мошенников немедленно обратитесь в ПОЛИЦИЮ!
Всю информацию о том, как не попасть на уловки мошенников, вы можете узнать на официальном сайте МВД по Республике Башкортостан по адресу: www.02.мвд.рф.
Памятка