Интернет-магазин nachodki.ru

Домашнее задание: мнения «за» и аргументы «против»

SHpargalki dlya uchenika 122 h2JR9Мы часто говорим о традициях в образовании. В привычном понимании люди определяют традицию как то, что они обычно делают, не понимая причин ее возникновения и сохранения.

Трудно идти вперед с головой, повернутой назад.
Восточная мудрость


Михаил Гаспаров:
«Семья должна заботиться, чтобы человек отвечал требованиям общества, какие были 20 лет назад, улица - требованиям сегодняшним, школа - требованиям, какие будут через 20 лет. Сейчас хуже всего делает свое дело школа».
В энциклопедическом словаре указано, что традиция - это анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил, которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. В действительности традиция отражает нормы и ценности, существующие в определенный период. Она может быть настолько широкой, что охватывает все общество. Традиции, как правило, не осознают как нечто имеющее начало и конец во времени.
Но традиция может утрачивать свою значимость в результате изменения потребностей и становиться предрассудком, например, в определенный период истории стало понятно, что бытового образования недостаточно для удовлетворения потребностей государства, и тогда началась модернизация образования.


По определению современного экономического словаря под модернизацией понимают усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Именно улучшение и обновление объекта, а не отказ от всего старого.
Модернизация происходит, когда сложившаяся система перестает отвечать вызовам времени. Когда меняются требования к образованности современного человека, становится необходимой модернизация образования. Модернизация системы образования всегда следовала за потребностями государства в воспитании человека, имеющего качества, необходимые для этого государства.
От кого зависит успех модернизации образования? С возникновением в XVIII веке российской системы образования учитель становится государственным человеком, а в отдельные периоды приравнивается к государственному служащему. В 1786 году, в период правления Екатерины II, был опубликован «Устав народным училищам в Российской империи». В уставе было указано: «Все учители, в народных училищах обучающие, получая жалованье по положению штата, считаются в действительной службе императорского величества и могут ожидать тех же воздаяний, которые рачительною службою в других званиях приобретаются».
Это предъявляет требования не только к образованию учителя, но и к его способности реагировать на потребности государства.
Ответственность за достижение учащимися образовательных результатов несут школы, и в первую очередь их педагоги. Именно от них зависят исполнение школой государственных гарантий и успешность модернизации образования в соответствии с новыми потребностями государства и общества.

Альбер Камю: 
«Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует».

Основное условие успешного обучения ребенка в школе - организованная учителем учебная деятельность. Только в деятельности человек способен осваивать новые умения, а главное - применять их в новых ситуациях реальной жизни. Поэтому для успешной модернизации российского образования в первую очередь необходимы такие учителя, которые не замыкаются в рамках лекционных форм урока, не дают детям неприменимых в жизни знаний и не подходят формально к оценке образовательных результатов ученика. Именно они способны успешно организовать учебную деятельность, отвечая интересам детей и потребностям государства.


Распространенное мнение
Удивительно, но отказ от модернизации образования часто принято оправдывать именно традицией. Яркий пример этого - бытующее мнение большинства современных учителей (и даже родителей!) о необходимости традиционных домашних заданий. И сегодня многие педагоги продолжают работать «по накатанной» - по принципу: «Все так задавали - и мы задаем».


Аргумент «против»
На примере тех заданий, которые ежедневно получают наши ребята, можно увидеть отношение педагогов к проблеме организации учебной деятельности учащихся.
К сожалению, домашнее задание в современной школе приобрело значение материала для самостоятельного освоения учащимися. Учителя не разрабатывают новые задания для каждого класса и для каждого занятия, хотя это позволило бы учесть особенности детей и предотвратить возможные трудности. Если бы домашние задания были связаны с поиском дополнительной информации, разработкой новых идей вместе с одноклассниками, общением с другими людьми, посещением музеев и выставок - они бы вызывали неподдельный интерес у школьников!
Но в действительности домашнее задание, по мнению учителя, - это самостоятельное изучение части параграфа в учебнике. Поэтому в электронном журнале часто можно увидеть записи: «Домашнее задание: упражнение на странице n» или «§8, читать».
Так какие же задания предлагают выполнять детям авторы учебников? 
В учебнике истории в параграфе «Искусство Высокого Возрождения» можно встретить задание: «Заполните таблицу «Художники Высокого Возрождения» (Имя/Страна/Произведения)». Если представить, сколько времени потребуется, чтобы заполнить эту таблицу, указав хотя бы основные произведения, можно понять, почему дети вынуждены выполнять домашнее задание на протяжении двух и более часов.
Еще одно задание из учебника истории: «Составьте хронологическую таблицу основных событий Французской революции». Разные авторы выделяют от 20 до 35 основных событий Французской революции - от провозглашения учредительного собрания до казни Робеспьера и его единомышленников. Можно предположить, сколько сил потратит ученик на заполнение бесполезной таблицы, которую все равно не сможет применить, так как перечисление исторических событий не показывает их связи, причины возникновения и последствия.

Владислав Катажиньский:
«Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо».

Чаще всего в формулировках домашних заданий в учебниках встречаются глаголы «вспомните», «назовите», «подумайте», «выпишите», «прочитайте в тексте параграфа». Но в примерной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом которой педагогические коллективы должны разрабатывать программы учебных предметов, не указаны такие действия. В новом образовательном стандарте основного общего образования, к реализации которого приступили в 2015 году все российские школы, представлены результаты, выраженные в глаголах «сравнивать», «доказывать», «анализировать», «применять», «систематизировать», «оценивать». Предлагая традиционные домашние задания, учителя не смогут обеспечить новые образовательные результаты детей, и это бесспорный аргумент.
Один из школьных предметов, изучение которого легко построить на основе деятельности учащихся, - это иностранный язык. Главное итоговое требование к результатам его изучения - освоение «иноязычной языковой компетенции», то есть способности общаться на иностранном языке, использовать приобретенные коммуникативные навыки в реальной жизни, обучении и профессиональной деятельности. Казалось бы, изучение иностранного языка - это непрерывная практика общения, выполняя домашние задания, учащиеся находят новые интересные сведения о культуре других стран, чтобы ознакомить с ней одноклассников. Но если проанализировать содержание домашних заданий, которые предложены в популярных учебниках иностранного языка, можно увидеть, что в действительности детям предлагают самостоятельно прочитать (а часто и заучить) тексты на иностранном языке или выполнить письменное грамматическое задание.
В качестве аргумента в таблице представлены задания для учеников 5-х классов, которые еще только адаптируются к обучению на уровне основного общего образования и учащихся 9-х классов, одна из главных задач которых - показать высокие результаты (а не заниматься выполнением объемных домашних заданий!). (См. табл. 1.)

Б.Ф. Скиннер:
«Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто».

Если обратить внимание на качество домашних заданий, которые задают учителя, и подсчитать общее количество времени, затраченное на их выполнение старательными и ответственными учениками вместо занятий в спортивной секции, театральной студии или школьном научном обществе, можно понять, почему домашние задания вызывают возмущение у детей и их родителей.
Вместо создания информационных объектов, практического знакомства с современными информационными технологиями в учебниках по информатике детям предлагают такие домашние задания: «вспомните известные вам компьютерные программы», «перечислите основные элементы окна программы», «назовите основные этапы подготовки текстового документа на компьютере». Подобные задания не только противоречат планируемым результатам основного общего образования - они не соответствуют уровню практической информационной компетентности детей, который, кстати, все чаще опережает уровень педагогов.
В учебнике по русскому языку можно встретить такое задание: «Объясните устно, почему так названы плетень, земляника, шиповник? Напишите об одном из этих слов по плану:
1. Какая часть слова помогает нам объяснить его название?
2. Почему мы можем использовать корень для объяснения названия?»
Как учитель сможет проверить результаты устного выполнения задания? И зачем искать ответ на первый вопрос, если он уже содержится в формулировке второго вопроса?
Владение родным языком - один из главных результатов общего образования, имеющий государственную важность, от способности применять его в жизни во многом зависит успешность и конкурентоспособность человека. Но до сих пор в школе остаются домашние задания, которые требуют не использовать язык, а заучивать правила и переписывать тексты из учебника, перекладывая ответственность за главные результаты образования на родителей и самих детей. Например, в учебнике для 5-го класса можно найти такие задания: «выпишите в левый столбик слова, в которых после ц пишется буква е», «озаглавьте текст и спишите его». В конце параграфа предложено еще одно задание: «подготовьтесь к диктанту из слов с непроверяемыми орфограммами, изученными в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи». Хотя за подготовку учащихся к промежуточной аттестации должен отвечать учитель.

Роджер Льюин:
«Слишком часто мы даем детям ответы для запоминания, а не задачи для решения».

Несмотря на все сказанное, мнение о необходимости традиционных домашних заданий до сих пор остается общепринятым. Его поддерживают не только многие учителя, но и авторы учебников, и Роспотребнадзор (рекомендующий, правда, придерживаться норм СанПиН 2.4.2.2821-10; напомним, во 2-3-м классах это 1,5 часа, в 4-5-м классах - 2 часа, в 6-8-х классах - 2,5 часа, в 9-11-х классах - до 3,5 часа).
В качестве очевидного аргумента против подобных заданий приведу здесь простую арифметику (неделя выпускника):
    34 часа в неделю - уроки в школе;
    3,5 часа в среднем в день - выполнение домашних заданий (согласно нормам СанПиН. Кстати, может быть, стоит этот пункт все же уточнить и конкретизировать - это в день, в неделю или в год?);
    итого = 51,5 часа в неделю (!).
А еще не будем забывать про подготовительные курсы, кружки и творческие студии, спортивные секции… Что и говорить, о времени на общение с родителями и сверстниками, посещение музеев, театров, выставок остается только мечтать, хорошо, если на сон хватает.
Не случайно домашние задания привлекают все большее внимание пользователей родительских сообществ в Интернете, а их объем и сомнительная польза стали одной из самых популярных тем для обсуждения.
На одном интернет-форуме для родителей был опубликован такой комментарий:
«Я считаю, что домашнее задание задавать нужно, но не каждый день. Выучивание правил, чтение параграфов, выполнение письменных заданий - от этого знаний не прибавится. Ученик приходит уставший и садится за уроки. Делать он их не хочет! Но чтобы получить «5», а не «2», ученику приходится садиться за уроки. Выбор здесь небольшой».
Почему дети тратят так много времени на выполнение домашних заданий? В учебных планах некоторых школ можно найти строку с названием «рекомендуемый объем домашних заданий». В ней указано время, в течение которого учащимся предложено выполнять домашние задания. Но в действительности школы указывают количество часов, которое в соответствии с утвержденными Санитарными нормами и правилами максимально допустимое время для выполнения домашнего задания и даже в 10-11-х классах не может превышать 3,5 часа в день.
В некоторых школах максимальный объем часов на выполнение домашних заданий стал «рекомендуемым», в отдельных случаях непосильным для детей. Учитывая, что ежедневно дети посещают от 4 до 7-8 занятий разных учителей, можно понять, почему детям приходится выполнять домашние задания в течение трех и более часов каждый день.
Аргументы из Сети
Весомым аргументом здесь станут и многочисленные дискуссии ребят о домашних заданиях на форумах в Интернете, где мы увидим такие высказывания (орфография и пунктуация авторов сохранены):
    «...3,5 часа в день... приходишь из школы в 3, до половины седьмого, получается, делаешь дз, а в 9-10 часов уже надо спать ложиться, дабы нормально высыпаться. И это если не брать в расчет то, что существуют дополнительные занятия и всякие курсы. Хотя лично мне нужно минимум часов пять для того, чтобы сделать все задания на следующий день. Там же не только письменное, учить надо много <…> И это нормально, конечно. Само собой! Самое то!»
    «У меня выпускной класс. На выполнение домашнего задания уходит все мое время… Я сажусь за уроки в 15.00 и только к 23.00 я встаю из-за стола… Это ненормально…»
    «У меня просто не хватает времени делать д/з 2,5 часа! Я стараюсь делать быстрее, но все равно не успеваю, а если успеваю, то не качественно. Количество времени нужно снижать!»
    «Я учусь в 7 классе. Отличник и все такое. Я сегодня только алгебру делал 2 часа…»
    «…у меня на домашку уходит все свободное время, а учителя задают, сколько захотят, и им не важно, что есть другие предметы (9 класс)».
Чтобы наглядно представить существующую картину дел, обратимся к таблицам, иллюстрирующим домашние задания в 5-х и 9-х классах, а также объем этих заданий и среднее время, которое затрачивается учащимся на их выполнение.
В качестве аргумента возьмем один день из жизни пятиклассника, который еще только приспосабливается к средней школе после обучения в начальных классах. Начало недели, вторник, обычный учебный день. (См. табл. 2.)
А так, например, выглядит стандартный понедельник девятиклассника. (См. табл. 3.)

Жорж Сименон:
«Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей».


Общепринятое мнение
Очень часто приходится слышать мнение, что такое количество (и качество!) домашних заданий не прихоть, а жизненная необходимость.
Попробуем разобраться. Для чего учителя задают домашние задания? Ответ на этот вопрос легко найти, обратив внимание на типы заданий. Это примеры, тексты, математические задачи, которые учитель не успел разобрать вместе с детьми на уроке. В этом случае ответственность за качество освоения знаний ложится на плечи учеников и их родителей. Если бы учитель проверял каждую работу, он мог бы определить трудности, с которыми столкнулись дети. Но для проверки 25 работ не хватит даже 45 минут урока. Поэтому многие учителя применяют форму взаимной проверки детьми домашних заданий. Эта форма экономит время, необходимое для выставления отметок, но не позволяет проанализировать допущенные ошибки. А сами отметки не помогают ребятам улучшить образовательные результаты и не мотивируют на дальнейшие достижения.
В этом случае выполнение домашних заданий не учебная деятельность, организатором которой должен быть учитель. И на родительских собраниях, и в средствах массовой информации все чаще можно услышать возмущение родителей количеством и качеством домашних заданий.

​Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор Городского методического центра Департамента образования города Москвы

Источник http://ug.ru

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   
© ALLROUNDER