Компоненты, модули, шаблоны и другие Расширения Joomla

Мастер-классы лауреатов конкурса "Учитель года - 2015"

Uchitel goda Rossii 2015Второй тур главного педагогического состязания - поле деятельности лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России».

Три дня напряженной работы выматывают даже опытных преподавателей. Немножко легче трудиться в команде плечом к плечу, создавая образовательный проект. Не так страшно высказывать свое мнение по актуальным вопросам в рамках «Педагогического совета». Но самое сложное испытание - мастер-класс, на котором конкурсант должен представить свою педагогическую «фишку», причем лучшую!

Рэп на уроке
Мария Ахапкина, Московская область
Учитель английского языка гимназии «Пущино» Московской области Мария Ахапкина - ярый противник механического заучивания. Она заявляет, к радости детей: «От зубрежки еще никто не умирал, но рисковать не стоит!» Вместе с тем Мария Евгеньевна преподает такой предмет, который невозможно освоить без серьезных усилий по запоминанию слов, отработки произношения. Как же превратить скучную зубрежку в увлекательное занятие? Конечно, с помощью приемов театральной педагогики Ершовой и Букатова. И вот уже фонетический этюд разыгрывают не ученики, а... конфликтующие муж и жена. Отрабатывать произношение помогают ритмичные рэп и хип-хоп.
В арсенале Марии Ахапкиной еще немало способов, помогающих изучать не школьный, а живой английский язык, тот, на котором говорят реальные жители англоязычных стран. Хорошую помощь в этом, говорит «англичанка», оказывают современные учебники. В них хорошая лексическая база, идиомы...
После уроков Мария Евгеньевна меняет специальность, становится режиссером, сценаристом и звукорежиссером детской театральной студии гимназии «Дети до 16...». А еще она руководит киностудией гимназии, где вместе с учениками создает короткометражные фильмы на школьную, учебную и патриотическую тематику.

Берегите информацию!
Алла Волкова, Липецкая область
Алла Волкова, учитель информатики гимназии №12 города Липецка, впервые участвует во всероссийском финале конкурса «Учитель года России». И тем не менее она весьма опытный конкурсант, знакомый с конкурсной атмосферой и насущными проблемами конкурсантов не понаслышке... Разгадка проста - Алла Александровна работает в той самой школе, которая в 2012 году принимала финал Всероссийского конкурса «Учитель года России». Во время проведения состязания Алла Волкова курировала техническое сопровождение и информационную поддержку конкурсных мероприятий. Под ее руководством осуществлялась деятельность детского пресс-центра.
А теперь она сама в роли участника, и не только участника, но и лауреата. На сцене Алла Александровна размышляет вместе с коллегами о том, что в современном мире важно защищать информацию, а в первую очередь пароли, коды, шифры. Фокус-группа ставит несложный эксперимент - с помощью специальной компьютерной программы проверяет надежность паролей. Хороший практический урок! Но, развивает тему Алла Александровна, важно не только сохранять информацию, но и беречь ее от искажения. Например, популярная бесплатная (!) компьютерная игра в войну - вроде бы говорится в ней о нашей славной истории, но в таком извращенном виде, что такая игра может совершенно перевернуть, извратить у школьника представление о войне и мире, о том, что хорошо и что такое плохо.

Заговоривший казан
Алексей Воробьев-Исаев, Томская область
Школьник любого возраста - ребенок, которому интересно играть на уроке, а еще интересно самостоятельно добывать знания. И конечно, он хочет, чтобы его исследования были хоть немножко похожи на деятельность настоящих ученых. Это стремление, как никто, понимает и разделяет Алексей Анатольевич Воробьев-Исаев, учитель истории и обществознания каргасокской школы-интерната №1 Томской области. На свой мастер-класс он принес вещественные источники, с которыми имеют дело историки, и предложил коллегам заставить их заговорить. Свистулька, рубель, миска, в которой рубили фарш для пельменей, икона, на которой едва можно угадать образ святого... Что объединяет эти предметы? Из зала отвечают: «Дом». И правда. Прикоснувшись к вещам, которые окружали наших предков в быту, мы начинаем лучше понимать наше настоящее. Нельзя не согласиться с Алексеем Анатольевичем: «Первый шаг в науку должен быть увлекательным!» Кстати, историк не только на конкурс привез задания для коллег, он и своим ученикам привезет домой загадки из Татарстана, чтобы ребята могли положить эти частички, как кусочки мозаики, в свою картину жизни. Блестящий казан станет началом знакомства с республикой, где в этом году проходил конкурс «Учитель года России».
Ну а культурные или историческое богатства своего края Алексей Воробьев-Исаев и его ученики изучают во время образовательных экспедиций на реку Тым, реку Огненной белки, археологических раскопок, в ходе самостоятельных научных работ.

Науку - в массы
Марина Горбанева, Республика Калмыкия
Учитель физики Элистинского лицея Республики Калмыкия Марина Горбанева - сертифицированный популяризатор науки. Своей миссии Марина Николаевна осталась верна и во время конкурса «Учитель года России». В фокус-группу своего мастер-класса она пригласила преподавателей различных школьных наук - физики, химии, биологии, экологии - и предложила им объединить усилия, попытаться создать целостную картину мира.
Несмотря на то что задание было шуточное - помочь спасти мультяшных героев Ежика и Кроша из популярного сериала про смешариков, в результате у группы появились настоящие революционные идеи о том, как создать прочную и легкую веревку и вытянуть с ее помощью ракету, случайно улетевшую в космос... Оказывается, способ объединять представителей различных областей знаний называется очень красиво - эффект Медичи. В итоге такого пересечения происходит взрыв невероятных идей и рождается гениальная разгадка проблемы, которую невозможно было решить поодиночке.
В своем лицее Марина Горбанева популяризирует науку с помощью спецкурса «Удивительный мир нанофизики». А еще она руководит лабораторией «Элистинский лицей в Школьной лиге «Роснано».
А ведь когда в 1999 году после окончания Калмыцкого государственного университета Марина Николаевна пришла в одну из элистинских школ, услышав о вакансии учителя физики, директор задала ей только один вопрос: «Вы кто по гороскопу?» «Змея и Дева», - ответила молодой специалист. «Вы мне подходите, я вас беру», - сказала директор...

Нескучный документ
Олег Катренко, Санкт-Петербург
Учителю истории и обществознания академической гимназии №56 Санкт-Петербурга Олегу Николаевичу Катренко было совсем не сложно доказать на своем мастер-классе, что изучение исторических документов на уроке - совсем не скучное и не пыльное занятие, наоборот, очень увлекательное! Ведь педагог каждый день доказывает это, и весьма успешно, своим ученикам. Все дело в том, как подать документ, как сформулировать задание, поставить вопрос. К тому же исторические документы, оказывается, можно использовать не только на уроках истории, но даже на физике и математике, биологии и физике, конечно, на занятиях предметов гуманитарного цикла.
Так, педагоги естественно-научного цикла во время мастер-класса изучали фрагмент документа, рассказывающий о сотворении мира. И еще один фрагмент, в котором речь шла о катаклизмах в различных частях земли, которые вызывают мутации. Приемы работы с документами: комментированное чтение, анализ текста с разных точек зрения, составление проблемных вопросов.
К концу мастер-класса его участники поняли, что у всех были фрагменты одного бесценного исторического источника - «Повести временных лет»! А на своем сайте Олег Катренко предлагает целый список документов, которые могут использовать преподаватели чуть ли не всех предметов, которые есть в школе. Проверяйте! katrenkospb.ru/mudrost-chelovechestva-vsegda-i-vo-vsyom-2

Историк, педагог, психолог
Ольга Корчагина, Пермский край
Весьма актуальная школьная проблема, вернее, задача школьного педагога - формирование гражданской идентичности. О необходимости этой работы говорят все стандарты. Есть разработки, касающиеся противоречий этого процесса и реальных возможностей. Но нет, к сожалению, способа формирования гражданской идентичности в массовой практике, причем такого способа, который бы не перегружал утомленного работой учителя. Свой взгляд на такой способ представила Ольга Корчагина, учитель истории, обществознания, психологии гимназии №3 города Перми. А коллег пригласила на свой мастер-класс в качестве экспертов, чтобы сверить позиции и проверить гипотезу.
Перечислив компоненты гражданской идентичности - ценностный, когнитивный, эмоциональный, - коллеги добавили поведенческий. Он включается в форме проектной задачи.
А вообще-то на конкурсе Ольга Игоревна могла бы дать мастер-класс еще и по психологии. Увлеклась этой наукой еще в конце 80-х годов, когда работала пионерской вожатой в знаменитом лагере «Артек». В 1998 году окончила психологический факультет Пермского областного института повышения квалификации работников образования. С тех пор история, психология и педагогика переплетены в профессиональной деятельности. Психологические знания помогают в педагогической деятельности, позволяя на уроках истории видеть и понимать жизнь людей, «перешедших в прошлое» (цитата из Венедикта Немова).

Развенчание мифов
Сергей Кочережко, Самарская область
«Неужели я такой наивный?» - пронеслось в голове каждого, когда Сергей Кочережко, учитель истории и обществознания гимназии №1 Самары, предложил оценить истинность нескольких суждений. Например, такого: «На ордене Александра Невского, введенном в 1942 году, изображен единственный сохранившийся профиль Александра Ярославича». Оказалось, что все суждения, предложенные Сергеем Сергеевичем, неверные. Вот вам и повод поговорить об исторических мифах. И глубже - о ремесле учителя. Потому что именно от учителя зависит, как дети будут противостоять попыткам самых различных сил набить их головы весьма опасными идеями о том, что есть хорошие и плохие нации... «Ремесло учителя - научить детей сомневаться во всем, научить задавать вопросы о том, что кажется очевидным, что принято большинством. При этом учитель не должен бояться, что и дети могут начать задавать подобные вопросы», - убежден Сергей Сергеевич.
Формируя у школьников критическое мышление, учитель должен начать с себя - преодолеть собственные мифы...
Мастер-класс вызывал шквал вопросов у Большого жюри. И главный: «Если развенчают мифы, не уйдут ли ценности?» «Настоящие ценности выдержат любую критику, - спокойно ответил самарский историк. И снова вернулся к философии ремесла: - Я отстаиваю идею об академической свободе учителя. Общество должно доверять педагогу. Нужна общая рамка. Но давайте позволим образованному и интеллигентному человеку самому выбирать конкретный материал для урока».

Аппетит перед чтением
Елена Кочетова, Республика Мордовия
Научиться читать тексты и почувствовать себя первоклассниками смогли участники мастер-класса Елены Кочетовой, учителя начальных классов лицея №4 города Саранска Республики Мордовия. Вы думаете, что это было очень просто? Ошибаетесь. Продуктивное чтение - сложная многоуровневая технология, разработанная профессором Натальей Светловской. Зато учитель получает главный продукт - полноценное восприятие и понимание текста детьми.
Елена Александровна ознакомила коллег со всеми этапами технологии - до чтения, во время чтения и после чтения текста. Если антицепация, то есть прогнозирование содержания текста, вызывает аппетит к предстоящему чтению, то второй этап обеспечивает понимание содержания, а третий корректирует читательскую интерпретацию.
Фокус-группа разбирала самое, наверное, известное стихотворение Агнии Барто «Наша Таня громко плачет». Взрослые ученики Елены Кочетовой предлагали свои оценки действий и Танечки, и воображаемого взрослого, придумывали продолжение стихотворения и пришли к главной мысли произведения - не будь равнодушен к детям, открывай для них окружающий мир!
Мастер-класс вызвал живой интерес у зрителей, а член Большого жюри, учитель года России-2012 Александр Демахин, не только педагог, но и драматург, режиссер, предложил свою версию прочтения четверостишия.

Долой стресс!
Лариса Палий, Тамбовская область
Учитель физической культуры средней школы №3 с углубленным изучением отдельных предметов города Котовска Тамбовской области Лариса Палий начала свой мастер-класс не с физической разминки, а скорее... с интеллектуальной. Лариса Викторовна предложила участникам фокус-группы составить список жизненно важных для них ценностей. Приоритетной ценностью оказалась семья. Многие назвали друзей, любовь. Однако все эти ценности находятся под угрозой, если нет здоровья...
Конечно, Лариса Палий гордится своими успешными учениками - чемпионкой Европы по лыжным гонкам Людмилой Болтневой, чемпионкой России по легкой атлетике Ольгой Палий, победителем международных соревнований по пожарно-прикладному спорту Игорем Сысоевым... Но не менее важно для педагога научить всех школьников (а во время конкурса и коллег) упражнениям, дающим хороший эмоциональный настрой и замечательное физическое самочувствие. Упражнения совсем несложные, но действенные. «Перкуссия», хождение по координационной лестнице, «лыжник», дыхательная гимнастика, «спирали». Их надо видеть, и у вас обязательно будет такая возможность, видеозаписи мастер-классов появятся на сайте «Учительской газеты». Обязательно попробуйте сделать эти упражнения. И вы сразу почувствуете, что куда-то ушли тревога и стресс. А ваши ученики вдруг захотят работать на уроке.
А также станет понятно, почему Лариса Палий заслужила звание «Народный учитель Тамбовской области».

Какая музыка звучала...
Андрей Пархоменко, Ямало-Ненецкий АО
Красивый лирический бас учителя музыки школы №5 города Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа Андрея Пархоменко во время конкурса узнавала вся казанская гостиница «Ривьера» и уж, конечно, вся 177-я школа Казани. Что и говорить, вокальные данные у выпускника Одесской государственной консерватории им. А.В.Неждановой блестящие. Конечно, человеку, погруженному в музыку, хочется позвать за собой всех! Может быть, поэтому Андрей Владимирович и стал учителем...
И не только. Андрей Пархоменко - регент правого хора Свято-Преображенского храма города Муравленко, автор хоровых богослужебных произведений, а со своим романсом «Кружатся листья» музыкант стал лауреатом Всероссийского телевизионного конкурса «Романс - XXI век» в 2011 году.
На своем мастер-классе учитель музыки с Ямала признался: «Мечтаю о тех временах, когда искусство станет насущной потребностью каждого человека, который сможет вслед за Николаем Васильевичем Гоголем сказать замечательные слова: «Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить».
Ученики Андрея Владимировича на сцене слушали волшебные произведения Георгия Свиридова, композитора, которому в этом году исполняется сто лет, и предлагали свои ассоциации, возникающие вслед музыке. Огромное удовольствие, массу эмоций, стихи, репортаж и даже коллаж - вот итог прослушивания музыкальных иллюстраций Свиридова к повести Пушкина «Метель».

Перевернутый класс
Рима Ронжина, Республика Башкортостан
Конкурсанты увидели фото - один большой арбуз, шесть маленьких и знак вопроса. Как сформулировать задание к этому натюрморту? Почти шуточное обращение математика лицея №58 Уфы Римы Ронжиной к коллегам имеет глубокий смысл и цель - понять, каков он, современный учитель, как ему работать сейчас и соответствовать стандарту. Географ предложила такой вопрос: «Куда переехать из Воронежа, чтобы вырастить один большой арбуз или шесть маленьких?» Учительница французского решила, что составит диалог, темой которого станут арбузы.
А сама Рима Равилевна сказала, что даст задачку про арбузы на дом. Если ученик отрабатывает тему дома, на уроке удается сэкономить время и заняться лишь отработкой полученных знаний. В этом и состоит суть модели «Перевернутый класс» технологии смешанного обучения. Рассказав о модели, Рима Ронжина предложила коллегам найти в ней достоинства и недостатки. Свои идеи педагоги писали на стрелочках, стрелки прикреплялись к рисунку воздушного шара. Недостатки тянут шар вниз, плюсы - вверх. Удалось доказать, что плюсов больше, и шар взмыл вверх.
Большому жюри математик объяснила, что сделала методику перевернутого класса под себя. Видеовопросы, которые Рима Равилевна дает на дом ребятам, содержат проблемную ситуацию, а значит, прежде чем решать их, нужно сначала понять, что надо делать. В арсенале педагога целая коллекция видеовопросов по геометрии для 11-го класса.
Права Рима Ронжина: «Как мы учим своему предмету, зависит только от нас, от того, насколько учитель увлечен своим предметом, может ли увлечь своего ученика».

Бумажный троллейбус
Алексей Рубин, Москва
Тему для мастер-класса москвич Алексей Рубин выбрал замечательную - транспорт. Вернее, троллейбус. Его ученики из начальных классов и средней школы с углубленным изучением математики, информатики и физики №444 Москвы были бы в восторге от такого занятия! Но сначала был каверзный вопрос: «Трамвай, троллейбус, эскалатор - что объединяет эти слова?» Вы догадались? Конечно, в них часто делают ошибки и дети, и взрослые. Ну а затем мы узнали про «троллейбусные аксессуары» - башмак, щечку, уголек. А фокус-группа даже собрала из деталей самый настоящий троллейбусный башмак. А затем и целый троллейбус! Конечно, из бумаги.
Алексей Яковлевич рассказал, какие задачи на движение дает, чтобы дети могли представить, что такое скорость. И заметил, что обязательно говорит о моральном аспекте темы - что водитель троллейбуса встает очень и очень рано, чтобы выйти на работу и вовремя доставить куда необходимо всех пассажиров. Тут же звучат знаменитые стихи про весеннюю Москву и трамвайные звонки и правило из ОБЖ: «Трамвай обходят сзади!»
А Анастасия Старцева из Адыгеи написала стихотворение о предмете урока:
Троллейбус - 
замечательное средство,
Доставит вас хоть на Луну,
Вот так и мы 
в прекрасном мире детства
Передаем любовь, 
тепло и доброту.

Открытая задача
Ольга Рычкова, Кировская область
К сожалению, даже ребенок не свободен от стереотипов. Особенно если его учат этим стереотипам с раннего детства. А уж взрослый...
Математик Ольга Рычкова, педагог средней школы поселка Кобра Кировской области, в которой Ольга Валерьевна сначала сама была ученицей, легко показала, что мышление большинства зрителей мастер-классов стереотипно. Она дала задание изобразить на бумаге отрезки определенной длины, но не дала никаких ограничений относительно местоположения отрезков. Почти все расположили их друг под другом горизонтально.
Просто мы не привыкли к заданиям открытого типа. Дети больше готовы к таким задачам, да вот беда: в учебниках они находят исключительно задания закрытого типа. Даже места в рабочих тетрадях для того, чтобы начертить отрезки, оставлено ровно столько, чтобы сделать чертеж «как положено».
Решая одну за другой задачи, предложенные Ольгой Рычковой, ее коллеги в зале учились ломать стереотипы, понимали, что неправильных ответов нет, жизнь дает нам разные варианты. Чтобы подготовить ребенка к взрослой жизни, надо давать ему задания, условия которых сформулированы нечетко, то есть так, как это бывает, когда мы сталкиваемся с жизненными проблемами. Задачи открытого типа высвобождают мысль, позволяют решать противоречия, присущие традиционному обучению, преодолеть психологическую инерцию...
Ну а коллегам Ольга Валерьевна сказала с улыбкой: «Уважаемые взрослые, вы не безнадежны».

Есенин по-английски
Юлия Симакова, Рязанская область
Самая молодая участница финала конкурса «Учитель года России-2015» - Юлия Симакова. Юлия, учитель английского языка средней школы №51 «Центр образования» города Рязани, о своей профессии знает достаточно много. Знает главное: «Важно создавать ситуации, чтобы изученный материал - лексика, фонетика, грамматика - не оставался мертвым грузом. Чтобы он выплескивался наружу, чтобы у ребят было желание говорить, чтобы были важные для них коммуникативные ситуации, связанные с диалогом культур. Одна из проблем - это боязнь говорить».
На уроках Юлии Валерьевны ребята говорят по-английски не только об англоязычных странах, но и о России. Да, на чистом английском о родных краях, чтобы быть готовыми поделиться информацией о Родине с любым иностранцем.
Юлия Симакова справедливо замечает: «Мы не так часто показываем нашим детям влияние нашей культуры на западную». Например, говорим о словах, которые другие языки заимствовали из русского, - спутник, бабушка. Если же обратить на это внимание, будет создана база для истинного, а не формального диалога культур!
То, что это возможно, говорит пример самой «англичанки» из Рязани, которая со сцены 177-й школы Казани так проникновенно, так по-русски и при этом великолепным английским языком прочитала отрывок из стихотворения своего земляка Сергея Есинина «Гой ты, Русь моя родная...».

Рыбка на дереве
Анна Шелия, Ярославская область
«Каждый гениален, но если судить о рыбе по ее способности влезть на дерево, она проживет всю жизнь, чувствуя себя никчемной», - процитировала учитель истории и обществознания средней школы №37 с углубленным изучением английского языка города Ярославля Анна Шелия Альберта Эйнштейна. И заговорила об очень актуальной и больной проблеме - инклюзивном образовании.
Когда-то сама Анна Валерьевна начинала свою педагогическую деятельность в школе-интернате для слабослышащих детей. Те ее ученики, уверена историк, могли бы учиться в массовой школе, если бы нашелся педагог, способный им помочь, хотя бы понять. Ей бы очень хотелось, чтобы детей нестандартных, отличающихся от среднестатистического ученика, понимали коллеги. Фокус-группе Анна Шелия предложила поставить себя на место ребенка с гиперактивностью - одной рукой писать свое имя на доске, а другой чертить восьмерку в воздухе. Затем конкурсанты попытались понять, что чувствует ребенок с синдромом Дауна. Один педагог писал на доске, а другой отводил его руку, всячески мешал. Еще одно упражнение - представить себя незрячим человеком, судить об окружающей жизни только по комментариям зрячих людей.
«Желаю, чтобы наши ученики никогда не чувствовали себя никчемными», - завершила свой мастер-класс Анна Валерьевна.Мастер класс Римы Ронжиной из Республики Башкортостан

Оксана Родионова

ENPPK7wjXMoИсточниqClWQ sq6Lwк ug.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   
© ALLROUNDER